Статья ук рф контрабанда
Рассмотрим признаки преступлений, сопряженных с противозаконным перемещением через границу табачной продукции и алкоголя. Здесь нужно отметить, что контрабандой признается не только ввоз, но и вывоз товаров за пределы страны. Многие понятия таких злодеяний трактуются положениями таможенного законодательства, поэтому меры ответственности можно отнести к бланкетным нормам.
Скачать для просмотра и печати:
Статья 200.2 УК РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018)
Признаки
Правовая характеристика злодеяния выглядит следующим образом:
- объектом преступлений становятся правовые отношения в экономической сфере, что выражается в виде упущенной выгоды, поступающей в казну от таможенных сборов и пошлин;
- объективной стороной признается несанкционированное перемещение контрабандной продукции в обход таможенного контроля;
- субъектом определяются дееспособные граждане, старше 16-летнего возраста;
- субъективная сторона характеризуется умышленными действиями, нацеленными на ввоз/вывоз товаров любым противозаконным способом.
Если говорить о составе рассматриваемого преступления, он формальный: злодеяние считается свершившимся в момент осуществления противоправного деяния. В нашем случае: перемещение через границу табачной или алкогольной продукции в размере, признанном крупным.
Важно! Для таких преступлений возможен и специальный субъект, если речь идет о лице, наделенном должностными полномочиями и совершившим злодеяние с применением служебного положения.
Тонкости расследования контрабанды
Здесь возможно два варианта развития событий:
- Контрабандист задержан с поличным или определённый гражданин подозревается в нелегальном ввозе/вывозе алкоголя и табачных изделий.
- Владелец нелегального груза не установлен.
В первом случае, первоначальный этап следственных действий подразумевает проведение обыска на предмет обнаружения других тайников. Найденные объекты правонарушения протоколируются. После этого проводится допрос задержанного, где проясняются следующие моменты:
- личность контрабандиста;
- принадлежность нелегального товара: нередко задержанные являются только перевозчиками;
- получатель груза;
- кто помогал оборудовать тайники: предварительный сговор становится отягчающим вину обстоятельством;
- взаимодействие с сотрудниками таможенной службы, которые должны пропустить контрабандный груз.
На основании полученных сведений, проводятся обыски и задержания всех лиц, установленных в результате допроса. Обнаруженная контрабанда подвергается криминалистической и товароведческой экспертизам. Это необходимо для обнаружения отпечатков пальцев и определения стоимости товара.
Если владелец контрабандного товара не установлен, порядок следственных действий изменяется. В частности, проводится опрос лиц, способных идентифицировать личность преступника. Например, поездные бригады, члены экипажа морских и воздушных судов. Перечисленные лица могут быть причастны к совершению преступления, или рассказывают о необычном поведении одного из пассажиров.
В некоторых случаях, факт обнаружения контрабанды не афишируется, и тайник не демаскируется. Это касается ситуаций:
- необходимо установить всю цепочку, включая получателя и способы реализации товара;
- речь идет о транзитном грузе, и российские правоохранительные органы сотрудничают с коллегами из других государств;
- существует подозрение о причастности к контрабанде сотрудников таможенной или пограничной службы.
Вне зависимости от обстоятельств, по факту обнаружения контрабандного груза возбуждается уголовное дело, если к этому достаточно оснований.
Что входит в состав преступления
Объект такого преступления — это порядок, установленный в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС. Предмет преступления — вывозимые контрабандой деньги и денежные инструменты.
В состав преступления, подпадающего под статью 200.1 УК РФ, входят признаки:
- Провоз наличности или иных денежных инструментов в сумме в 2 и более раз выше декларируемого минимума;
- Отказ внести сведения о провозимой сумме в таможенную декларацию (внесение неверной информации).
Исходя из этого контрабанда должна быть обнаружена путем проведения процедуры изъятия, следственных действий, задержания подозреваемого, когда речь не идет о добровольной выдаче. Сумма изъятых денег и/или инструментов должна быть больше 20 тыс. долларов США на данную дату по курсу ЦБ РФ.
Комментарии к статье 200.1 УК РФ
Объектом данного преступления является установленный порядок перемещения наличных денежных средств и денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза в ЕврАзЭС.
В соответствии со ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза <1> (далее – Таможенный кодекс) единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств – членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства – члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. Пределы таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза.
—–
<1> Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17) // СЗ РФ. 2010. N 50.
Порядок перемещения наличных денежных средств и денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза определяется Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, принятым решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. N 51 <1>.
—–
<1> СЗ РФ. 2012. N 36.
Статья 2 данного Договора определяет, что под наличными денежными средствами понимаются денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов, монет, за исключением монет из драгоценных металлов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в государствах – членах Таможенного союза или иностранных государств, включая изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки. Денежные инструменты – это дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.
Ввоз и вывоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется без ограничений в следующем порядке:
при единовременном ввозе или вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме;
при единовременном ввозе или вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.
Ввоз и вывоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации.
В случаях ввоза или вывоза на таможенную территорию Таможенного союза или вывоза с этой территории физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков перерасчет в доллары США осуществляется по курсу, установленному в соответствии с законодательством той стороны, через государственную границу которой перемещаются такие наличные денежные средства и (или) дорожные чеки, на день подачи пассажирской таможенной декларации таможенному органу.
При таможенном декларировании денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, в пассажирской таможенной декларации <1> указывается номинальная стоимость либо соответствующая сумма в валюте государства – члена Таможенного союза или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент. В случае отсутствия номинальной стоимости и невозможности определить сумму в валюте государства – члена Таможенного союза или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент, в пассажирской таможенной декларации указывается количество перемещаемых денежных инструментов.
—–
<1> Форма пассажирской таможенной декларации утверждена решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 287 “Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации” // официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.eurasiancommission.org/ru/Pages/default.aspx, 25.06.2010.
Обязательным признаком данного состава является крупный размер перемещаемых наличных денег и денежных инструментов. В соответствии с п. 1 примечания к данной статье деяние признается совершенным в крупном размере, если сумма незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимость незаконно перемещенных денежных инструментов превышает двукратный размер суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к перемещению без письменного декларирования.
При расчете размера суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов из всей суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов подлежит исключению та часть, которая таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС разрешена к перемещению без декларирования или была задекларирована (примечание 3 к ст. 200.1 УК РФ).
Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в действии и предполагает незаконное перемещение через таможенную границу указанных предметов.
Пункт 19 ст. 4 Таможенного кодекса под незаконным перемещением товара <1> через таможенную границу понимает перемещение товара через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах.
—–
<1> Пункт 35 ст. 4 Таможенного кодекса в понятие “товар” включает также валюту, ценные бумаги и дорожные чеки.
Перемещение товаров или иных предметов, помимо таможенного контроля, заключается в совершении любых умышленных действий по их ввозу на таможенную территорию или вывозу с этой территории вне пунктов пропуска через таможенную границу или иных мест нахождения таможенных органов (таможен, таможенных постов) либо вне времени их работы.
Под сокрытием предметов от таможенного контроля понимаются любые действия, направленные на то, чтобы затруднить обнаружение денег или денежных инструментов либо утаить их подлинные свойства или количество (например, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах).
Недекларирование при контрабанде денег и денежных инструментов предполагает умышленное незаявление в пассажирской таможенной декларации сведений о перемещаемых предметах. Недостоверное декларирование представляет собой заявление в пассажирской таможенной декларации заведомо ложных сведений о количестве перевозимых денежных средств или денежных инструментов, их виде и стоимости.
Момент окончания контрабанды должен определяться в зависимости от формы и способа перемещения указанных предметов (ввоз, вывоз, пересылка), способа совершения контрабанды (помимо или с сокрытием от таможенного контроля, с недекларированием или недостоверным декларированием). При ввозе наличных денег или денежных инструментов на таможенную территорию контрабанду, совершенную с недекларированием или недостоверным декларированием, следует считать оконченным преступлением с момента пресечения перемещения наличных денег или денежных инструментов в связи с обнаружением того, что ввоз этих предметов совершается одним из указанных противоправных способов.
В случаях, когда в процессе перемещения наличных денег или денежных инструментов факты недекларирования, недостоверного декларирования или сокрытия от таможенного контроля обнаружены не были, преступление, предусмотренное ст. 200.1 УК РФ, считается оконченным с момента совершения уголовно наказуемых действий по фактическому выведению данных предметов из-под таможенного контроля, т.е. с момента пересечения данными предметами таможенной границы. Аналогичным образом следует определить и момент окончания контрабанды в случае перемещения денежных средств вне пунктов таможенного контроля.
Контрабанду, совершенную при вывозе наличных денег или денежных инструментов с таможенной территории, следует считать оконченным преступлением с момента обнаружения недостоверности сведений, указанных лицом в представленной им таможенной декларации, или с момента пресечения иных действий, непосредственно направленных на вывоз наличных денег или денежных инструментов, если такие действия совершались противоправными способами, которыми достигалось выведение вывозимых предметов из-под таможенного контроля. К числу действий, непосредственно направленных на вывоз наличных денег или денежных инструментов, помимо подачи пассажирской таможенной декларации, относятся иные действия с указанными предметами до фактического пересечения ими таможенной границы (вход или въезд лица в зону таможенного контроля, сдача организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории, действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы вне установленных мест, и т.п.).
Субъект преступления – вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет.
Субъективная сторона предполагает наличие прямого умысла. Виновный должен осознать, что незаконно перемещает через таможенную границу наличные денежные средства и денежные инструменты в крупном размере и желает этого.
Часть 2 комментируемой статьи предусматривает уголовную ответственность за те же деяния, совершенные:
а) в особо крупном размере, которым в соответствии с п. 2 примечания к данной статье признается сумма незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимость незаконно перемещенных денежных инструментов, превышающая пятикратный размер суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к перемещению без письменного декларирования;
б) группой лиц (см. комментарий к ст. 35 УК РФ).
Пункт 4 примечания к данной статье предусматривает специальный случай освобождения от уголовной ответственности в случае добровольной выдачи перемещаемых денежных средств или денежных инструментов до применения мер таможенного контроля или задержания лица либо обнаружения указанных предметов при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.
Комментарии к статье 226.1 УК РФ
Объект преступления – общественная безопасность в сфере установленного порядка перемещения через таможенную границу Таможенного союза либо Государственную границу РФ с государствами – членами Таможенного союза предметов, изъятых из гражданского оборота или в отношении которых установлены специальные правила перемещения их через таможенную границу.
Согласно ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза единую таможенную территорию Таможенного союза (далее – таможенная территория Таможенного союза) составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств – членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства – члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.
Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 “О Государственной границе Российской Федерации” <1> определяет, что Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
—–
<1> РГ. 1993. 4 мая.
Предметами преступления являются:
1) сильнодействующие;
2) ядовитые;
3) отравляющие;
4) взрывчатые;
5) радиоактивные вещества;
6) радиационные источники;
7) ядерные материалы;
8) огнестрельное оружие;
9) взрывные устройства;
10) боеприпасы;
11) оружие массового поражения;
12) средства его доставки;
13) иное вооружение;
14) иная военная техника;
15) материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники;
16) стратегически важные сырьевые товары и ресурсы в крупном размере;
17) культурные ценности в крупном размере;
18) особо ценные дикие животные и водные биологические ресурсы, принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их части и производные.
Понятие и содержание указанных предметов посягательства определяются в соответствующих нормативных правовых актах <1>.
—–
<1> См., напр.: Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ “О наркотических средствах и психотропных веществах” // РГ. 1998. 15 янв.; Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ “Об оружии” // РГ. 1996. 18 дек.; Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ “О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами” // РГ. 1998. 23 июля; Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 “О вывозе и ввозе культурных ценностей” // РГ. 1993. 15 мая.
Объективная сторона преступления выражается в действии – незаконном перемещении предметов контрабанды через таможенную границу Таможенного союза или Государственную границу РФ с государствами – членами Таможенного союза.
В соответствии со ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза незаконное перемещение товаров через таможенную границу – перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.
Перемещение через таможенную границу Таможенного союза или Государственную границу РФ с государствами – членами Таможенного союза включает в себя совершение действий по ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или вывозу с этой территории указанных предметов любым способом, включая перемещение товаров в международных почтовых отправлениях, трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, а также покушение на такое перемещение.
Перемещение предметов контрабанды вне установленных мест либо времени их работы заключается в совершении любых умышленных действий по их ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или вывозу с этой территории вне пунктов пропуска через таможенную границу Таможенного союза или Государственную границу Российской Федерации или иных мест нахождения таможенных либо пограничных органов (таможен, таможенных постов, пунктов пропуска через Государственную границу), установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо вне времени их работы или без разрешения таможенного органа, если международным договором Российской Федерации или федеральным законодательством не предусмотрено свободное движение товаров через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля.
Места прибытия товаров, иных предметов на таможенную территорию Таможенного союза и места их выбытия с таможенной территории Таможенного союза определяются ст. ст. 156 и 162 Таможенного кодекса.
Места ввоза товаров в Российскую Федерацию с территории государств, не являющихся членами Таможенного союза, и вывоза из нее за пределы таможенной территории Таможенного союза определяются ст. ст. 193 и 195 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации”.
Под сокрытием от таможенного контроля товаров или иных предметов понимаются любые действия, направленные на то, чтобы затруднить обнаружение таких товаров либо утаить их подлинные свойства или количество (например, придание одним товарам вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах, используемых для перемещения товаров через таможенную границу, сокрытие предметов контрабанды в полостях человеческого тела).
Недекларирование при контрабанде предполагает умышленное незаявление в таможенной декларации или иным, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации способом декларирования товаров сведений, необходимых для принятия решения о выпуске товаров и подлежащих декларированию транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим, исчислении и взимании таможенных платежей.
Недостоверное декларирование представляет собой заявление в таможенной декларации или в другой установленной форме декларирования заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для указанных выше таможенных целей.
Еще одним способом контрабанды является предъявление органам таможенного контроля в качестве оснований или условий для перемещения указанных в ст. 226.1 УК РФ предметов заведомо поддельных документов либо документов, полученных незаконным путем либо относящихся к другим товарам, иных документов, не имеющих юридической силы, а равно использование поддельных специальных марок, идентификационных знаков, иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию (ст. 118 Таможенного кодекса) или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам.
Момент окончания контрабанды должен определяться в зависимости от формы и способа перемещения товаров (ввоз, вывоз, пересылка, перемещение трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи), способа совершения контрабанды (помимо или с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, с недекларированием или недостоверным декларированием), а также с учетом видов таможенных процедур (ст. 202 Таможенного кодекса).
При ввозе товаров или иных предметов на таможенную территорию Таможенного союза контрабанду, совершенную с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо с недекларированием или недостоверным декларированием, следует считать оконченным преступлением с момента пресечения перемещения товаров или иных предметов в связи с обнаружением того, что ввоз этих товаров или предметов совершается одним из указанных противоправных способов, в том числе в случаях обнаружения данного факта при представлении таможенному органу указанных документов в процессе осуществления таможенной процедуры таможенного транзита, выпуска товара или иных предметов.
В случаях, когда в процессе перемещения товаров или иных предметов обманное использование документов или средств таможенной идентификации, а равно факты недекларирования, недостоверного декларирования или сокрытия от таможенного контроля обнаружены не были, преступление считается оконченным с момента принятия таможенными органами решения о выпуске товара или иных предметов, а в случае непринятия такого решения по причине уклонения лица от завершения таможенной процедуры – с момента совершения уголовно наказуемых действий по фактическому выведению товаров или иных предметов из-под таможенного контроля.
Контрабанду, совершенную при ввозе на территорию Таможенного союза или Российской Федерации товаров или иных предметов помимо таможенного контроля или с сокрытием от него, следует считать оконченным преступлением с момента фактического пересечения товарами или иными предметами таможенной границы Таможенного союза или Государственной границы Российской Федерации только в тех случаях, когда оно произошло вне пунктов пропуска через таможенную границу Таможенного союза или Государственную границу Российской Федерации и вне иного места (коридора), установленного для следования товаров к месту прибытия, если такое место расположено не на границе, а в глубине таможенной территории.
Контрабанду, совершенную при вывозе предметов с таможенной территории Таможенного союза, следует считать оконченным преступлением с момента предъявления документов, содержащих недостоверные сведения, для осуществления таможенного контроля или с момента совершения иных действий, непосредственно направленных на вывоз предметов, если такие действия совершались противоправными способами, перечисленными в ст. 4 Таможенного кодекса, которыми достигалось выведение вывозимых предметов из-под таможенного контроля.
К числу действий, непосредственно направленных на вывоз предметов, помимо подачи таможенной декларации, относятся иные действия с указанными предметами до фактического пересечения ими таможенной границы (вход или въезд физического лица, выезжающего из Российской Федерации или другого государства – члена Таможенного союза, в зону таможенного контроля, въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации в целях убытия его с территории Российской Федерации, сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории, действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами и транспортными средствами вне установленных в соответствии с законодательством Таможенного союза или Российской Федерации мест).
Состав преступления формальный.
Контрабанда, сопряженная с незаконным оборотом сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных квалифицируется по совокупности с преступлениями, предусматривающими ответственность за совершение указанных деяний (ст. ст. 218, 220, 222, 234, 258.1, 355 УК РФ).
Размер контрабанды не имеет значения для квалификации, кроме случаев незаконного перемещения стратегически важных товаров и ресурсов, а также культурных ценностей. В отношении этих предметов необходим крупный размер перемещения, который в соответствии с примечаниями 2 и 4 к статье должен превышать соответственно 1 млн. и 100 тыс. рублей.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что незаконно перемещает через таможенную границу Таможенного союза или Государственную границу РФ предмет контрабанды указанными способами, и желает этого.
Субъект преступления общий – вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет.
Квалифицирующие признаки ч. 2 ст. 226.1 УК РФ – совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения (см. примечание к ст. 285 УК и комментарий к нему) либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль.
К должностным лицам, в частности, относятся лица, обладающие правом находиться в зонах таможенного и пограничного контроля, осуществлять надзор за перемещением грузов; должностные лица, освобожденные на основании п. 4 ч. 2 ст. 105 Таможенного кодекса Таможенного союза от определенных форм таможенного контроля и использующие свое служебное положение для совершения контрабанды (остальные лица, указанные в ч. 2 ст. 105 Таможенного кодекса, обладают государственным иммунитетом).
Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, не требует дополнительной квалификации по ст. 285 УК РФ.
По п. “б” ч. 2 ст. 226.1 УК РФ квалифицируется совершение контрабанды, сопряженное с любым физическим воздействием (например, с нанесением ударов, связыванием) на лицо, осуществляющее таможенный или пограничный контроль, с целью принудить его не препятствовать незаконному перемещению предметов через таможенную границу Таможенного союза или Государственную границу Российской Федерации. В том случае, если насилие выразилось в убийстве лица, осуществлявшего таможенный или пограничный контроль, либо в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных п. “б” ч. 2 ст. 226.1 УК РФ и соответствующими статьями главы 16 УК РФ о преступлениях против жизни и здоровья.
В тех случаях, когда контрабанда признается совершенной организованной группой, по ч. 3 ст. 226.1 УК РФ, квалифицируются действия всех участников организованной группы, а не только тех, кто непосредственно перемещал предметы контрабанды через таможенную границу Таможенного союза или Государственную границу Российской Федерации (например, действия участников организованной группы, которые приобрели предмет за границей в целях его ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, содействовали его незаконному перемещению в пункте таможенного или пограничного контроля или фальсифицировали документы, представленные при таможенном оформлении товаров, выступали в качестве транспортных экспедиторов контрабандного груза).
В тех случаях, когда лицо, имеющее право владения и пользования предметами, указанными в ч. 1 ст. 226.1 УК РФ на таможенной территории Таможенного союза, фактически осуществляло их перемещение через таможенную границу Таможенного союза или Государственную границу Российской Федерации способами, перечисленными в ст. 4 Таможенного кодекса, через подставное лицо (например, через безработного, который формально был указан в учредительных документах как руководитель организации, совершающей юридически значимые действия с предметами, находящимися под таможенным контролем), его действия следует квалифицировать по ст. 226.1 УК РФ как действия исполнителя данного преступления, а действия иного лица, в силу ч. 4 ст. 34 УК РФ, – как его пособника, если он сознавал, что участвует в совершении контрабанды, и его умыслом охватывалось совершение этого преступления.
В соответствии с ч. 1 ст. 104.1 УК РФ предметы, незаконно перемещенные через таможенную границу Таможенного союза или Государственную границу Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза, подлежат конфискации.
Наказание за контрабанду наркотиков в 2020 году
Если размер партии наркотических средств меньше крупного, срок заключения под стражу составит от 3 до 7 лет. При этом потребуется заплатить штраф до 1 млн руб. Наказание может заменяться ограничением свободы (до 1 года) и штрафом в размере дохода виновного лица за 5 лет.
Наказание грозит не только за незаконную перевозку наркотиков, но также их составляющих, аналогов, наркосодержащих растений, инструментов и приспособлений для производства психотропных веществ.
При контрабанде наркотиков отягчающими обстоятельствами являются: совершение преступления несколькими лицами по предварительной договоренности, использование должностных полномочий, значительный и крупный размер перевозимой партии, применение насильственных действий к сотруднику таможни. При таких обстоятельствах свободы можно лишиться на срок от 5 до 10 лет.
Значительный и крупный размер партии определяется законодательными документами Правительства РФ для каждого вещества в отдельности.
Другой комментарий к Ст. 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации
1. Предметом преступления выступают указанные в статье предметы, вещества, материалы и оборудование независимо от их стоимости, а также стратегически важные товары и ресурсы или культурные ценности в крупном размере (примечание к статье).
2. Объективная сторона преступления описана в законе как незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС предмета преступления. Это означает совершение действий по ввозу или вывозу указанных предметов любым способом, определенным таможенным законодательством.
3. Местом совершения преступления, определяемым в соответствии с принципами действия закона в пространстве (ст. 11 УК РФ), выступает либо таможенная граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, если эта граница контролируется компетентными органами Российской Федерации (т.е. фактически внешняя граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС с сопредельными государствами, не входящими в указанный союз, при условии, что она находится на территории Российской Федерации), либо Государственная граница Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. В случае если предмет преступления перемещается через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, однако эта граница находится на территории государств – членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, российский уголовный закон как общее правило не применяется к таким действиям (ст. 11 УК РФ).
4. Способы совершения преступления в законе названы, однако наиболее типичными традиционно считаются перемещение помимо таможенного контроля (вне пунктов пропуска через границу либо вне времени их работы), с сокрытием от таможенного контроля (под сокрытием понимаются любые действия, направленные на то, чтобы затруднить обнаружение товаров либо утаить их подлинные свойства или количество (например, придание одним товарам вида других, использование тайников и т.п.)), с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации (предъявление поддельных документов либо документов, полученных незаконным путем либо относящихся к другим товарам, иных документов, не имеющих юридической силы, а равно использование поддельных таможенных пломб, печатей, маркировки, штампов и иных средств идентификации или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам), недекларирование (умышленное незаявление в установленной форме в таможенной декларации о перемещаемых через таможенную границу предметах) или недостоверное декларирование (заявление заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для указанных выше таможенных целей (например, готовые изделия перемещаются под видом комплектующих деталей, сырья и т.п.)).
5. Момент окончания преступления следует определять как момент перемещения предмета преступления через соответствующую границу.
6. При контрабанде, совершенной должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. “а” ч. 2), субъектом преступления выступают: а) работники таможенной службы, осуществляющие таможенный контроль, таможенное оформление и проводящие таможенную идентификацию товаров или транспортных средств, либо работники пограничной службы; б) должностные лица, освобожденные от некоторых форм таможенного контроля.
7. Квалификацией по п. “б” ч. 2 охватывается нанесение лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, побоев, совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, умышленное причинение легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 111 УК РФ).