Срок направления требования об уплате налога
Статья 70 Кодекса устанавливает следующие сроки направления требования об уплате налога:
требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Кодексом;
требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
Правила комментируемой статьи о сроках направления налогоплательщику требования об уплате налога применяются также в отношении:
сроков направления плательщику сбора требования об уплате сбора;
сроков направления требования о перечислении налога, направляемого налоговому агенту.
Как показано на конкретном примере в п. 6 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Кодекса, пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного ст. 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
- Основные сроки направления требования об уплате налога и сбора
- Что представляет собой требование об уплате налога
- Другой комментарий к Ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации
- Взыскание задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) находящихся на счетах налогоплательщика
- Несоблюдение сроков направления требования об уплате
Основные сроки направления требования об уплате налога и сбора
Для максимального соблюдения действующих норм и правил, а также в целях защиты законных интересов налогоплательщиков, налоговое законодательство РФ устанавливает четкие сроки, в которые каждый налогоплательщик должен быть уведомлен о срочной необходимости уплаты того или иного налога и сбора.
Несоблюдение налоговым органом установленных условий по уведомлению того или иного налогоплательщика ведет к тому, что несвоевременно направленное уведомление теряет свою юридическую силу.
Соответствующе оформленное требование об уплате налога должно быть направлено уполномоченным органом налогоплательщику в установленный 3-х месячный период с того момента, когда существующая недоимка была выявлена и поставлена на учет.
В установлении допустимого срока определенную роль играет и сумма имеющейся недоимки. Если она не превышает 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено лицу в период, равный одному году со дня непосредственного обнаружения и фиксирования недоимки.
В данном случае допустимый срок предъявления требований увеличивается в связи с перевесом затрат действий налоговых органов в сравнении с взыскиваемой суммой недоимки.
Исключениями будут являться случаи, когда обнаружение недоимки в том или ином размере стало результатом ранее проведенной налоговой проверки. Тогда, после вынесения официальных результатов данной проверки и фиксирования недоимки, налоговый орган должен направить свои требования о ее погашении в течение 20 дней с момента проведения данной проверки.
Требования о погашении задолженности могут быть направлены как самому лицу-налогоплательщику, так и ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков.
Требование об уплате того или иного налога составляется в письменной форме и, как правило, в одном экземпляре. Исключения составляют случаи, когда документ направляется налогоплательщику по почте заказным письмом.
После того, как на втором документе была проставлена отметка налогоплательщика, либо его представителя, о получении, данный экземпляр возвращается в налоговый орган и хранится там.
Что представляет собой требование об уплате налога
Требование об уплате налога — это специальное извещение должника- налогоплательщика о наличии долгов по налогам, а также о необходимости погасить недоимку в срок, установленный Налоговым кодексом РФ для конкретного налога (ст. 69 НК РФ).
Высылается оно налогоплательщикам только по факту уже имеющейся недоимки (п. 2 ст. 69 НК РФ). То есть, если последняя дата уплаты налога только приближается, но фактической задолженности еще нет, документ лицу заранее не направляется.
Требование должно быть направлено в определенный срок — не позднее трех месяцев со дня выявления задолженности перед бюджетом (п. 1 ст. 70 НК РФ). Если сумма долга не превышает 3 000 руб. — не позднее одного года со дня выявления долга. Ответственна за направление документа та ИФНС, в которой налогоплательщик состоит на учете. Также не исключен вариант, что требование направит ИФНС, выявившая недоимку.
Направлено оно может быть:
- лично лицу в руки (при этом инспектор берет с получателя расписку о получении);
- заказным письмом по почте;
- через личный кабинет на сайте ФНС;
- в электронной форме.
Требование, направляемое физлицу, включает информацию:
- о сумме накопившейся недоимки;
- сроке уплаты, когда конкретный налог должен был быть уплачен по закону;
- размере пеней;
- сроке, в который требование необходимо исполнить (стандартно — 8 рабочих дней, но может быть установлен и более длительный срок);
- мерах по взысканию налога, которые будут применяться налоговой, если должник проигнорирует требование по уплате.
Полученное требование необходимо исполнить (т. е. погасить имеющийся долг вместе с пенями). Таким образом, получение такого документа лицо не может рассматривать как просто уведомление или напоминание. Это именно директивное требование исполнить налоговые обязательства. Игнорирование этого требования приведет к принудительному взысканию долга, а именно к списанию денег со счета должника. Поэтому в интересах налогоплательщика оперативно и в полном объеме оплатить недоимку.
О том, как исполнить требование об уплате налога, рассказали эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к К+, получите его бесплатно на пробной основе.
Другой комментарий к Ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации
1. Как определено в п. 1 ст. 69 Кодекса, требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
2. Пунктом 1 ст. 45 Кодекса установлено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (см. комментарий к ст. 45 Кодекса).
В соответствии с п. 2 ст. 69 Кодекса требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Сроки направления требования об уплате налога и сбора установлены ст. 70 Кодекса (см. комментарий к ст. 70 Кодекса).
Как указал Президиум ВАС России при разрешении конкретного дела в Постановлении от 29 марта 2005 г. N 13592/04, именно с момента направления требования об уплате налога начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, т.е. направление требования – это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации.
Взыскание налога, как указал Президиум ВАС России, – длящийся процесс. На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные ст. 46 и 47 Кодекса. Таким образом, сделал вывод Президиум ВАС России, выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора.
3. Пунктом 3 ст. 69 Кодекса установлено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Согласно п. 4 ст. 101 Кодекса на основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени (см. комментарий к ст. 101 Кодекса).
4. В пункте 4 ст. 69 Кодекса установлены требования к содержанию требования об уплате налога. Так, требование должно содержать сведения:
о сумме задолженности по налогу;
размере пеней, начисленных на момент направления требования;
сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах;
сроке исполнения требования;
мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Согласно п. 4 комментируемой статьи во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
5. В соответствии с п. 5 ст. 69 Кодекса требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета.
В подпункте 7 п. 1 ст. 32 Кодекса закреплена обязанность налоговых органов направлять налогоплательщику или налоговому агенту в случаях, предусмотренных Кодексом, требование об уплате налога и сбора. Подпункт 9 п. 1 ст. 21 Кодекса предоставляет корреспондирующее этой обязанности право налогоплательщиков получать требования об уплате налогов (см. комментарии к ст. 21 и 32 Кодекса).
Пунктом 5 комментируемой статьи установлено, что форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Приказом МНС России от 29 августа 2002 г. N БГ-3-29/465 “О совершенствовании работы налоговых органов по применению мер принудительного взыскания налоговой задолженности” утверждены:
форма требования об уплате налога (приложение 2 к Приказу), которое направляется организации – налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту);
форма требования об уплате налога (приложение 3 к Приказу), которое направляется физическому лицу – налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту).
Налогоплательщикам – физическим лицам вместе с требованием об уплате налога (сбора) направляется в заполненном виде бланк платежного документа (извещения) физического лица формы N ПД (налог) (см. комментарий к ст. 52 Кодекса).
6. Пункт 6 ст. 69 Кодекса определяет способы передачи требования об уплате налога руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю):
лично под расписку;
иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.
может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.
В случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования, указанное требование согласно п. 6 комментируемой статьи направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Как разъяснил Пленум ВАС России в п. 18 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5, при рассмотрении споров судам необходимо исходить из того, что в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной, независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.
7. В ранее действовавшей ред. п. 7 ст. 69 Кодекса содержались правила о направлении требования об уплате налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. В связи с введением в действие Таможенного кодекса РФ п. 7 комментируемой статьи утратил силу.
8. Правила ст. 69 Кодекса в отношении требования об уплате налога согласно ее п. 8 применяются также в отношении требования об уплате сбора.
9. Правила ст. 69 Кодекса в отношении требования об уплате налога в соответствии с ее п. 9 применяются также в отношении требования о перечислении налога, направляемого налоговому агенту.
Взыскание задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) находящихся на счетах налогоплательщика
^К началу страницы
Решение о взыскании формируется в случае неисполнения требования об уплате, обязанность по его уплате исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате (пункт 4 статьи 46 НК РФ). Данное решение действует до момента пока сальдо ЕНС не примет положительное значение либо равное 0.
Начиная с 01.01.2023 на основании (пункта 1 статьи 48 НК РФ) в случае неисполнения физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем или утратившим статус индивидуального предпринимателя, в установленный срок обязанности по уплате долга налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 46 НК РФ решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности.
Решение о взыскании заполняется по форме (Приложение № 3 к приказу ФНС России от 02.12.2022 № ЕД-7-8/1151@).
Взыскание производится посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности решения о взыскании и поручения налогового органа на перечисление суммы задолженности по форме (Приложение № 4 к приказу ФНС России от 02.12.2022 № ЕД-7-8/1151@), в размере, не превышающем отрицательное сальдо единого налогового счета.
Порядок ведения реестра решений о взыскании задолженности и размещения в указанном реестре, поручений налоговых органов утверждён приказом ФНС России от 30.11.2022 № ЕД-7-8/1138@.
В случае изменения размера отрицательного сальдо ЕНС, как в сторону увеличения, так и уменьшения, в реестре решений о взыскании задолженности размещается информация об изменении суммы задолженности, подлежащей перечислению по поручению налогового органа.
Размещение в реестре информации об изменении суммы задолженности ФЛ подлежащей перечислению по поручению налогового органа осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта.
Информация об изменении суммы задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с решением о взыскании, размещается в личном кабинете налогоплательщика одновременно с изменением в реестре решений о взыскании задолженности суммы задолженности, подлежащей перечислению по поручению налогового органа (пункт 4 статьи 46 НК РФ).
Действие поручения налогового органа на перечисление соответствующей суммы задолженности в бюджет подлежит приостановлению после направления судебному приставу-исполнителю постановления о взыскании задолженности, и поступлении от него постановления о наложении ареста и (или) постановления об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся в банке, приостановление действует до исполнения указанного постановления в полном объеме или его отмены (пункт 2 статьи 47 НК РФ).
Актуализация сведений об отрицательном сальдо ЕНС в реестре решений о взыскании происходит 2 раза в сутки (в 9 часов 00 минут и в 15 часов 00 минут по московскому времени), а при положительном либо нулевом сальдо единого налогового счета – в режиме реального времени (приказ ФНС России от 30.11.2022 № ЕД-7-8/1137@), данный порядок действует с 01.01.2023 по 31.12.2024 года.
Таким образом процедура взыскания за счет денежных средств налогоплательщика основана на обновлении информации в реестре решений о взыскании задолженности, что позволяет банкам оперативно отслеживать остаток отрицательного сальдо ЕНС подлежащего взысканию.
При недостаточности средств на рублевых расчетных (текущих) счетах, налоговый орган вправе взыскать налог с валютных счетов, а при недостаточности или отсутствии средств на валютных счетах – со счетов в драгоценных металлах налогоплательщика, путём направления в банк поручения по форме (Приложение № 1, Приложение № 2 к приказу ФНС России от 19.03.2019 № ММВ-7-8/144@), а также за счет электронных денежных средств по форме поручения (Приложение № 5 к приказу ФНС России от 02.12.2022 № ЕД-7-8/1151@).
Не производится взыскание налога с депозитного счета (вклада в драгоценных металлах) налогоплательщика (налогового агента), если не истек срок действия депозитного договора (договора банковского вклада в драгоценных металлах), налоговый орган в праве дать банку поручение по форме (Приложение № 8 к приказу ФНС России от 02.12.2022 № ЕД-7-8/1151@) на перечисление денежных средств по истечении срока действия депозитного договора с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика.
Несоблюдение сроков направления требования об уплате
В налоговом праве сроки играют огромную роль, причем это напрямую касается не только налогоплательщиков и их обязательств, но и самих налоговых органов, действия которых не должно противоречить действующим нормам и правилам. Еще более важное значение приобретают сроки, когда речь идет о взыскании определённой материальной суммы для погашения налоговой задолженности.
Итак, если налоговый орган не проводил проверку, а недоимка составила сумму более 500 рублей, информирование налогоплательщика и предъявление соответствующих требований о погашении долга должно быть осуществлено в течение 3-х месяцев со дня обнаружения данной недоимки.
Если задолженность так и не была погашена, решение о взыскании может быть принято налоговым органом сразу после истечения установленного срока, но не позднее, чем в течение двух календарных месяцев после данного периода.
В действующем налоговом законодательстве РФ не установлено четких сведений о том, какую ответственность будет нести налоговый орган при нарушении установленного срока для предоставления требований об оплате.
Существуют множественные судебные решения, подтверждающие тот факт, что несоблюдение инспекциями установленных сроков по предъявлению требований не лишает их дальнейшей возможности взыскания различных штрафов и пеней. Помимо этого, данный факт не влечет изменения остальных сроков, предусмотренных законодательством РФ.
С другой стороны, судебная практика содержит в себе немало прецедентов, в которых действия налоговой инспекции были признаны незаконными, по причине несоблюдения установленных сроков и, как следствие, грубых нарушений действующего законодательства.
В таких случаях судебный орган нередко ставал на сторону налогоплательщика и освобождал его от необходимости оплаты выявленной ранее недоимки по причине неправомерных действий со стороны налоговых органов. Таким образом, в данном вопросе нет официальной и единственной позиции.
Как правило, во внимание принимаются различные, дополнительные обстоятельства, которые помогают судебному органу принять наиболее оптимальное и справедливое решение, максимально защитив интересы, как налогоплательщиков, так и представителей налоговых органов.
В тех ситуациях, когда налогоплательщик не согласен с решением налогового органа о принудительном взыскании денежных средств, наложении ареста на имущество, либо о начислении пеней и штрафов за просрочку исполнения обязательства, он имеет полное право на обращение в судебный орган.
Разбирательство данных дел входит в компетенцию Арбитражного суда. Заинтересованному лицу следует подать иск, в котором необходимо указать имеющиеся требования и обосновать их.
В качестве основного доказательства нужно представить первоначальное требование налогового органа о срочной уплате существующей недоимке. В данном документе, в обязательном порядке, должен быть прописан срок, в который данная недоимка должна быть погашена. Затем следует представить в суд окончательное решение налоговой инспекции о принудительном взыскании денежных средств.