Пед ситуация и ее решение
Ученики первого класса на продленке играли в подвижную игру. Мальчик и девочка случайно столкнулись друг с другом. Девочка побежала к учительнице жаловаться, что он ее стукнул. Учительница подозвала к себе мальчика и сказала, чтобы он извинился перед девочкой, потому что обижать других нельзя. Мальчик отказался, тогда педагог в качестве наказания сказала сесть на скамейку. Ребенок, обидевшись, ни с кем не играл, пока не пришла его мама.
Анализ: в данном случае педагог не смогла эффективно решить проблему. Она не стала вникать в суть ситуации, не выслушав другого участника конфликта. Как ей лучше было поступить?
- Нужно было выслушать мальчика.
- Объяснить детям, что никто не виноват – это была случайность. И еще раз проговорить технику безопасности во время подвижных игр.
- Чтобы принять объективное решение опросить других детей.
Это был пример краткого анализа педагогической ситуации.
- Пример и решение некоторых педагогических задач
- Ситуация 4: спортсмен или художник?
- Типы педагогических ситуаций и особенности их решения
- Педагогические кейсы с примерами задач-ситуаций
- Способы решения педагогической ситуации
- Материалы для аттестации на соответствие занимаемой должности «Решение педагогических ситуаций»
- Фазы протекания педагогической ситуации
- Значимость педагогических ситуаций
Пример и решение некоторых педагогических задач
Пример 1 . (В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»).
Педагогическая задача: Привить детям бережное отношение не только к собственным вещам, но и к вещам других людей. Уметь не просто видеть, но и ценить прекрасное, сохранять и оберегать его.
Решение задачи, предложенное В.А. Сухомлинским: Каждый ребенок от рождения небрежно относится не только к своим вещам, но и к вещами других людей, имеет некоторую жестокость к окружающему миру. Это связано с тем, что такие качества как бережливость необходимо целенаправленно и методично воспитывать в каждом ребенке, начиная как можно раньше. Взрослый должен обращать внимание ребенка на его отрицательные поступки, разбирать каждый поступок, его причины и последствия.
Кроме того, необходимо собственным примером показывать детям как следует поступать по отношению к своим и чужим вещам, окружающему миру. Родители и воспитатели должны показать ребенку, какого труда стоит создание вещи, какую ценность она представляет для своего хозяина. Для формирования бережного отношения к окружающему миру следует показать его значимость в жизни людей и непосредственно данного ребенка.
В образовательных учреждениях помимо устных объяснений и собственного примера, педагог должен осуществлять совместную работу с детьми в групповом уголке, на пришкольном участке и т.д. Все это поможет не только на словах объяснить, но и на практике привить уважение и бережное отношение к вещам и окружающему миру. Так как дети будут иметь возможность почувствовать красоту окружающего мира, ту радость, которую он дарит людям.
Пример 2 . (В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»).
Педагогическая задача: привить детям любовь к получению знаний, придать им уверенность в собственных силах и умениях, сформировать стойкий интерес ко всему окружающему.
Решение задачи, предложенное В.А. Сухомлинским: Способов решения данной задачи огромное множество, каждый педагог должен выбрать один метод, который на его взгляд будет эффективным в работе с детьми, либо же совокупность нескольких методов.
Процесс формирования любви к процессу обучения закладывается еще в дошкольном детстве, важно не оттолкнуть ребенка от получения знаний. Для этого следует проводить все занятия с дошкольниками в интересной форме и в благоприятной психологической атмосфере, например, занятия на природе, встречи с интересными людьми и т.д.
Помимо атмосферы и обстановки педагог должен понимать, что отрицательные оценки или негативные отзывы о проделанной ребенком учебной работе снижают его мотивацию на дальнейшее обучение. Именно поэтому для формирования любви к учебе, оценку деятельности ребенка следует давать корректно. Важно прививать ребенку уверенность в собственных силах. В связи с чем, учащимся начальных классов не ставятся оценки, педагог словесно отмечает их успехи и при необходимости поправляет ошибки.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Ситуация 4: спортсмен или художник?
Возникают также педагогические ситуации в детском саду, которые, как и в школе, требуют скорейшего разрешения.
С раннего детства мальчик (7 лет) проявляет склонность к рисованию, лепке, конструированию. Он хорошо фантазирует, создает необычные конструкции. Воспитатель предложила родителям отдать его в художественную школу. Однако родители желали видеть своего ребенка в спортивной секции. В детском саду мальчик имеет мало друзей. Довольно часто возникают конфликтные ситуации со сверстниками, если они мешают ему заниматься любимым делом. Если же кто-то изъявляет желание поиграть вместе, то мальчик не пускает. Он очень замкнутый, медлительный, его очень трудно отвлечь от занятия, можно сказать, что «ребенок в себе».
Социально-педагогические ситуации такого рода можно решить различными способами:
1. Ребенок с явно заниженной самооценкой, не признан своими родителями. Нужно постараться повысить его самооценку, предлагая участвовать в разных конкурсах, выставлять его работы на всеобщее обозрение, чтобы родители и дети смогли оценить его успех.
2. Нужно провести в группе социометрию. Выявить, к каким детям расположен ребенок, попытаться сблизить их, предлагая для выполнения совместные задания. Можно дать ребенку особенное задание, после его выполнения высоко его оценить, похвалить перед другими детьми, повысив тем самым его самооценку.
3. Следует провести работу и с родителями. Необходимо помочь им понять и увидеть увлечения ребенка. А также предложить им учесть мнение мальчика, выбирая для него дополнительное образование, чтобы он был им действительно увлечен. Спортом же можно заняться всей семьей в свободное время.
Все примеры педагогических ситуаций говорят о том, что не существует единственного метода решения и не всегда он лежит на поверхности. Иногда, чтобы выйти из ситуации с достоинством, нужно приложить немало усилий и времени.
Типы педагогических ситуаций и особенности их решения
В настоящее время выделяют следующие типы педагогических ситуаций:
- Стратегические педагогические ситуации – это ситуации, разрешение которых занимает большое количество времени. Их решение способствует формированию у детей жизненной позиции, мировоззрения, знаний о закономерностях освоение человеком окружающей реальности.
- Тактические педагогические ситуации – это ситуации, связанные с освоением учащимися учебно-методического комплекса, предусмотренного образовательным стандартом и учебной программой. Решение данных задач направлено на формирование у учащихся определенных знаний, умений, навыков, опыта практической деятельности.
- Оперативные педагогические ситуации – это ситуации, которые педагоги решают на протяжении всей своей профессиональной деятельности, посредством использования разнообразных методов, средств и приемов обучения и воспитания. Оперативные педагогические ситуации являются элементами тактических педагогических ситуаций. Отличие их состоит только в том, что они требуют незамедлительного решения сразу в момент возникновения.
- Дидактические педагогические ситуации – это ситуации, которые связаны с процессами управления познавательной деятельности учащихся, с вопросами создания необходимых условий разрешения противоречий между «знанием и незнанием», «умением и неумением».
- Воспитательные педагогические ситуации – это ситуации, которые требуют от педагога осмысления сложившейся ситуации в сфере нравственных отношений и принятия на этой основе решения для изменения условий развития личности учащихся.
Продуктивность технологии решения дидактических и воспитательных ситуаций в определяющей степени зависит от того, как педагог умеет связать решение оперативных ситуаций с тактическими и стратегическими, то есть насколько четко он себе представляет и реализует в профессиональной деятельности положения, сформулированные в государственных и нормативных документах об образовании.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Педагогические кейсы с примерами задач-ситуаций
Учебно-методическое пособие для профессиональной подготовки педагогов. Издано Удмуртским государственным университетом.
В нем рассматривается задачный подход в педагогической деятельности, его использование в оценке компетенций студентов, представлены различные виды педагогических задач и методика их использования в процессе обучения будущих специалистов.
Скачать сборник в формате pdf можно по этой ссылке »
Способы решения педагогической ситуации
- Педагог поочередно спрашивает участников ситуации и просит изложить суть проблемы. Главное – учитель должен пресечь любую попытку дать эмоциональную оценку других участников. Уточнив факты, педагог вызывает учеников и просит их высказать все, что они думают друг про друга. После этого педагог принимает решение.
- Педагог делает враждующим сторонам предложение выступить со своими претензиями на собрании. И решение он принимает после того, как участники собрания выскажут свое мнение по вопросу.
- Если мирно разрешить ситуацию не получается, учитель принимает в отношении к участникам конфликта санкции.
- Иногда ученику достаточно высказать отрицательные эмоции.
- Педагогу стоит избегать публичных (особенно это актуально в работе с подростками) критичных замечаний.
- Учителю не нужно делать акцент на “отрицательном” поведении ученика.
- Нужно поощрять у ребенка стремление к творчеству, дальнейшему саморазвитию.
Но, в первую очередь, решение педагогической ситуации будет зависеть от причины ее появления. Поэтому учителю нужно тщательно ее проанализировать.
Материалы для аттестации на соответствие занимаемой должности «Решение педагогических ситуаций»
В сборнике собраны 64 задачи с решениями. Составитель — педагог-психолог Н.В.Михайлова.
Скачать сборник в формате pdf можно по этой ссылке »
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал “В помощь педагогу”.
Фазы протекания педагогической ситуации
Первая фаза – острое конфликтное начало с нарушением социально-ценностных норм и правил одним участником ситуации.
Вторая фаза представляет собой ответную реакцию оппонента, от содержания и формы которой зависит исход конфликта и самое главное – его последствия, то есть направление изменений сложившихся до этого отношений. Вторая фаза является центральным звеном ситуации. Обычно прохождение через нее сопровождается стрессом, она ставит под угрозу честь личности в целом. Нередко нехватка информации и времени не дает возможности достойного ответа. Всегда в подобных ситуациях в процессе педагогической деятельности выручают находчивость, выдержка и опыт, полученный ранее. Поэтому большое внимание начинающему педагогу нужно обратить на приобретение опыта решения педагогических ситуаций.
Третья фаза – это радикальное и быстрое изменение бытующих ценностей и норм (случается, что разрушаются отдельные нормы) в двух разных направлениях – ухудшения или улучшения сложившихся до этого времени отношений. Благодаря третьей фазе педагогические воздействия бывают очень значительными.
Значимость педагогических ситуаций
Целью создания педагогических ситуаций является формирование и развитие личности учащихся как активных субъектов трудовой и общественной деятельности.
Педагогическая ситуация представляет собой кратковременные взаимодействия педагога и ученика (группы учеников или всего класса), основанные на противоположных нормах, ценностях и интересах, сопровождаемые значительными эмоциональными проявлениями и направленные на перестройку сложившихся взаимоотношений в худшую или лучшую сторону.
В настоящее время одним из важнейших ключевых навыков педагога является самостоятельная организация аналитико-рефлексивной деятельности, в рамках которой может быть создана необходимая педагогическая ситуация и разработаны средства ее разрешения. Погружаясь в созданную педагогическую ситуацию, решая ее совместно с учащимися, педагог не просто укрепляет взаимоотношения внутри ученического коллектива, способствуя его сплочению, но и повышает собственные профессиональные знания, умения и навыки.
Педагогическая ситуация, возникшая в рамках образовательного процесса, способна интегрировать и стимулировать личностный и профессиональный потенциал педагога. Обусловлено это тем, что решение любой педагогической ситуации требует от педагога не только применения знаний из области норм педагогической деятельности, но и формирования личной позиции к ней.
Таким образом, педагогические ситуации могут применяться педагогом не только с целью установления эффективных взаимоотношений между учащимися, но и с целью собственного личностно-профессионального развития.