Когда нужно менять снилс
Как я уже говорил, свидетельство и номер не меняются. При этом порядок изменения общих данных о лице (в том числе фамилии) и порядок получения подтверждающего документа будут следующими.
1. Для того чтобы внести новые сведения в общую часть лицевого счета, вам нужно обратиться с заявлением по форме АДВ-2. Этим документом вносятся изменения в анкетные данные зарегистрированного лица. Номер же при этом остается прежним. Меняются только общие сведения о человеке, в этом случае фамилия. Изменение вносить нужно, так как данные паспорта лица должны совпадать с его личными данными, указанными в индивидуальном номере.
Документ заполняется зарегистрированным лицом печатными буквами и включает в себя следующие сведения:
— номер,
— Ф.И.О.,
— новые анкетные данные,
— пол,
— дату рождения,
— место рождения,
— гражданство,
— адрес регистрации,
— адрес фактического места жительства,
— телефоны,
— паспортные данные,
— ИНН.
2. Чтобы получить ваши актуальные сведения в системе персонифицированного учета, подайте заявление по форме АДВ-3.
В АДВ-3 заполняются примерно такие же сведения, что в АДВ-2, за исключением новых анкетных данных.
После подачи вы получите уведомление о регистрации в системе индивидуального учета. Называется данный документ АДИ-РЕГ. Теперь он используется вместо страхового свидетельства. Его форма утверждена приложением № 1 Приказа СФР от 23.06.2023 № 1199. В нем указывают примерно такие же сведения как в зеленой карточке, в частности:
— номер,
— Ф.И.О.,
— дату рождения,
— место рождения,
— пол,
— дату регистрации в системе учета,
— подпись сотрудника территориального органа СФР.
Получить АДИ-РЕГ физическое лицо может при первичной регистрации в системе или по заявлению. Документ служит подтверждением факта регистрации в системе и содержит все необходимые данные о лице, включая номер. Для его получения понадобится документ, удостоверяющий личность: российский или иностранный паспорт, разрешение на временное проживание, временное удостоверение личности или вид на жительство.
Уведомление при первичной регистрации возникает при:
— поступлении в СФР сведений о госрегистрации рождения ребенка;
— поступлении сведений от уполномоченных органов и МФЦ, в которые обращался гражданин за предоставлением государственной или муниципальной услуги;
— самостоятельной регистрации гражданина при обращении в СФР.
— поступлении информации от работодателя.
Если гражданин ранее уже был зарегистрирован в системе, у него уже должно быть соответствующее уведомление. Если лицо будет поступать на работу, оно должно такое уведомление предъявить. В случае, например, утраты такого документа гражданин сможет получить его повторно, направив заявление по форме АДВ-3. Ответ от ведомства может быть направлен способом, указанным в заявлении.
Относительно утраты свидетельства часто возникает вопрос: что в таком случае делать?
Можно сказать, что в такой ситуации ничего делать не нужно. Во всяком случае до того момента, пока вам не понадобится СНИЛС. Получать дубликат нет никакой необходимости, да и никто вам его не выдаст. Хранить свидетельство обязанности тоже нет. Ваш номер останется прежним даже при утрате свидетельства. Получить данные о нем вы сможете в любое время, обратившись в СФР в установленном порядке. После этого вам вышлют документ в электронном виде.
Работодатель также может получить АДИ-РЕГ на своего сотрудника. Полученное уведомление он должен отдать под подпись своему сотруднику. Это возможно, если у работника отсутствует индивидуальный лицевой счет (ИЛС). Под ИЛС понимается электронный документ, в котором находятся сведения о зарегистрированном лице. При приеме на работу у лица может отсутствовать необходимый документ, подтверждающий наличие ИЛС. Такое бывает, если трудоустройство у такого лица происходит впервые. В таком случае работодатель должен зарегистрировать данного сотрудника в СФР. Для этого в территориальный орган подается анкета по форме АДВ-1.
АДВ-1 (анкета зарегистрированного лица). Подается такая анкета в случае, когда лицо вообще не было зарегистрировано в системе учета. Ее нужно подавать, когда необходимо получить страховой номер впервые. Делает это, как правило, работодатель. Если сотрудники трудятся удаленно, то подавать форму им нужно самостоятельно по месту жительства. К указанной бумаге также следует приложить опись.
Анкета по общему правилу представляется не позднее рабочего дня, следующего за днем приема человека на работу. После того как СФР получит анкету, он должен в течение 5 рабочих дней открыть ИЛС и оформить регистрацию.
Перечисленные документы (АДВ-1, АДВ-2, АДВ-3) нужно подавать в территориальный орган СФР. До 1 января 2023 года, орган назывался ПФР. Изменения связаны с тем, что с 1 января пенсионный фонд и фонд социального страхования объединились, образуя данную структуру.
Способы обращения:
— подача документа лично в СФР или через представителя;
— почтовым отправлением;
— через работодателя;
— через МФЦ;
— в электронном виде, в том числе с помощью госуслуг.
Формы указанных заявлений утверждены Постановлением Правления ПФ РФ от 31.10.2022 № 243п. В частности, это приложения № 2 и 3 данного постановления.
Кроме перечисленных документов, указанное постановление предусматривает также следующие формы:
— АДИ-8 (решение об отказе в регистрации);
— АДВ-6-1 (опись бумаг, передаваемых в фонд);
— СЗВ-К (сведения о трудовом стаже).
Кроме приложений, постановление утверждает новый регламент заполнения. Также закон предусматривает электронный формат.
Смена СНИЛС в МФЦ при смене фамилии
Подать то или иное заявление возможно через многофункциональный центр (МФЦ). Но не любой центр его примет. Обращение можно подать только в тот МФЦ, с которым у территориального органа СФР есть соглашение о взаимодействии. Заключается такое соглашение согласно правилам, установленным Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 № 1376. Кроме того, у центра должна быть возможность предоставлять соответствующую услугу.
Что будет, если не оформить СНИЛС
Регистрация в системе пенсионного страхования обязательна для всех россиян и иностранцев, которые осуществляют трудовую деятельность на территории России. Без оформления СНИЛС в базе СФР не будет данных о человеке, соответственно, в дальнейшем ему не смогут начислить страховую пенсию, пенсию по инвалидности и другие выплаты.
Также СНИЛС нужен, чтобы:
- оформить социальные выплаты, например, детские пособия;
- прикрепить ребёнка к школе, детскому саду или поликлинике;
- зарегистрироваться на различных порталах – Госуслуги, органов налоговой службы и др.;
- устроиться на работу – без этого номера работодатель не сможет делать перечисления за сотрудника;
- оформить льготную санаторно-курортную путёвку;
- получить бесплатные лекарства;
- участвовать в государственных программах, например, оформить маткапитал;
- получить кредит в банке и др.
Даже если у гражданина не будет СНИЛС, когда он обратится за пенсией, в фонде внесут информацию о нём в базу и присвоят номер автоматически.
Как получить СНИЛС иностранным гражданам
В системе пенсионного страхования регистрируются те иностранные граждане, которые официально проживают и трудоустроены на территории РФ. Они также могут обращаться в МФЦ, СФР или действовать через работодателя. Тем иностранцам, которые не трудоустроены на предприятиях в России, номер необязателен.
Потребуются паспорт иностранного гражданина с переводом на русский язык, если документ на иностранном языке, а также документ, который подтверждает легальность проживания в РФ – ВНЖ, РВП, виза и др. Для детей с иностранным гражданством нужно свидетельство о рождении с переводом на русский язык, заверенным нотариально.
Как поменять СНИЛС: выбор удобного способа
Чтобы поменять СНИЛС, важно выбрать подходящий для вас способ. Критерии:
- Скорость обработки
- Необходимость личного визита
- Удобство подачи заявки
Для оперативной смены данных лучше всего подходит сайт Госуслуги или банк. Обращение в ПФР и МФЦ занимает больше времени.
Главное – иметь при себе необходимые документы и правильно заполнить заявление. Тогда обновление СНИЛС пройдет быстро и без ошибок.
Как переоформить СНИЛС, если произошла замена паспорта?
Менять СНИЛС можно как самостоятельно, так и через работодателя (если вы работаете официально). При этом в любом случае вам потребуется собрать пакет документов для замены свидетельства, в который входят:
- заявление;
- копия нового паспорта;
- старая «карточка»;
- копия основания изменения персональных данных (например, свидетельства о браке).
Если вы будете подавать документы работодателю, о дальнейших действиях можно не беспокоиться: его представитель займется всеми формальностями. Если же вы хотите переоформить свидетельство самостоятельно, то с пакетом документов нужно будет обратиться в отделение Пенсионного фонда или в МФЦ.
Важно! Возможность переоформления СНИЛС через портал «Госуслуги» не предусмотрена. Данная услуга предоставляется Пенсионным фондом РФ только в традиционном формате.
После подачи заявления придется подождать: подготовка «карточки» занимает до 5 дней. Забрать новое свидетельство можно в МФЦ или в отделении Пенсионного фонда (в зависимости от того, куда вы обращались первоначально) при предъявлении паспорта. Если же переоформление происходит через работодателя, то он самостоятельно получит «карточку» и предаст ее работнику.
Таким образом, менять СНИЛС при получении нового основного документа российского гражданина нужно не всегда. Однако при изменении персональных данных переоформление свидетельства лучше не затягивать: это может создать проблемы с пенсионными накоплениями.
Как правило, процедура получения «новой карточки» при смене паспорта не вызывает сложностей. Но если у вас возникли какие-то трудности или требуется консультация специалиста по вопросам в пенсионной сфере, оптимальным решением станет обращение к профессиональному юристу.
Источники:
Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
Юристы сделают всё за вас.
Решить вопрос >
Утеря или порча уведомления о СНИЛС
В случае утери или порчи бумажного уведомления о регистрации СНИЛС необходимо восстановить документ, поменять его на новый. При этом сам номер СНИЛС не изменится.
Меняется ли номер СНИЛС после смены фамилии
Номер остается прежним. Он присваивается изначально один раз и больше не меняется на протяжении всей жизни, вне зависимости от обстоятельств. Поправки могут коснуться только анкетных данных лица, то есть они не затрагивают цифры. Номер и измененные данные можно проверить с помощью полученного уведомления АДИ-РЕГ. Напомню, что его вы можете получить в СФР или в МФЦ при личном обращении или через представителя. Также узнать данные можно в личном кабинете на официальном сайте СФР при наличии действующего аккаунта на госуслугах.
Данные цифры отображают уникальность страхователя. По своей сути это пожизненный личный счет гражданина в системе обязательного пенсионного страхования. В нем содержится вся информация, которая касается пенсионных отчислений в Социальный фонд. По нему можно узнать сведения обо всех пенсионных отчислениях его владельца. Как правило, он должен присваиваться с рождения и не подлежит изменению при смене фамилии, в частности.
Эти цифры могут понадобиться работодателю, чтобы узнать доходы гражданина, который хочет устроиться к нему на работу. Или же данные о доходах такого лица могут заинтересовать банковские учреждения или микрофинансовые организации. Всю эту информацию они могут посмотреть благодаря СНИЛС.
Основными являются первые 9 уникальных цифр, однако они не несут в себе какой-либо скрытой информации. Оставшиеся две цифры являются определенным шифром. Благодаря им проверяется подлинность всего числа. С помощью определенных алгоритмов, связанных с шифрованием, можно выяснить, действителен ли номер или нет.