Уголовно статистический метод
Понятие уголовно-исполнительного права (УИП) трактуется с нескольких позиций:
- отрасль права,
- наука,
- учебная дисциплина.
УИП в качестве отрасли права является совокупностью юридических норм, посредством которых происходит регулирование общественных отношений, проявляющихся в процессе исполнения и отбывания уголовного наказания (носят уголовно-правовой характер), исполнения, отбывания уголовно-процессуальных мер пресечения. Они призваны для оказания воздействия на осужденное лицо с целью его исправления.
Наука УИП представляет собой все идеи, взгляды, теории, которые относятся к закономерностям становления и развития уголовно-исполнительной политики страны, соответствующего законодательства и практики его использования. Наука рассматривает правовое регулирование порядка и условий исполнения и отбывания уголовного наказания, иных мероприятий уголовно-правового характера. Также в рамках научного познания рассматриваются особенности международного опыта обращения с осужденными лицами, уголовно-исполнительное законодательство иностранных государств.
УИП в качестве самостоятельной учебной дисциплины (курса) представляет собой учебный курс, который преподается в образовательных учреждениях. Его отличительной чертой может являться собственный предмет и метод.
Предмет уголовно-исполнительного права рассматривается с позиции трех аспектов, которые мы обозначили выше.
Предмет УИП в качестве отрасли права включает общественные отношения, которые эта отрасль регулирует. В соответствии со 2 ст. УИК РФ в состав предмета УИП вместе с общими положениями и принципами исполнения наказаний можно отнести:
- регулирование использования мер уголовно-правового характера, которые предусматривает УК РФ;
- порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применение исправительных средств;
- порядок работы учреждений и органов, которые исполняют наказание;
- порядок участия органов власти государства и местного самоуправления, других учреждений, общественных объединений, граждан в исправлении осужденных лиц;
- порядок освобождения от наказания и оказание помощи освобождаемым лицам.
Уголовное право в состав мер уголовно-правового характера часто включает принудительные меры воспитательного воздействия, направленные на несовершеннолетних лиц (90–92 статьи УК), принудительные меры медицинского характера (97–104 статьи УК), особенности условного осуждения, условно-досрочного освобождения, замены наказания.
Есть позиция других авторов, которые рассматривают меры уголовно-правового характера в УИП в качестве принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних, мер медицинского характера, условного осуждения, отсрочки отбывания наказания беременной женщине и женщине с малолетними детьми.
Понятие «иные меры уголовно-правового характера» должно трактоваться в расширительном аспекте. Сюда необходимо включить принудительные меры воспитательного воздействия, меры медицинского характера, условное осуждение (в том числе обязанности, которые предусматривает 73 статья УК), отсрочку отбывания наказания для женщин с малолетними детьми и для беременных женщин, УДО (условно-досрочное освобождение), замену неотбытой части наказаний на более мягкий вид наказания, помилование, амнистию, освобождение по причине инвалидности или болезни. Перечисленный список мер уголовно-правового характера нельзя считать исчерпывающим, что подтверждает в пункте «ж» 172 статья УИК РФ. В соответствии с ней осужденное лицо должно (может) быть освобождено от отбывания наказания по прочим основаниям, которые предусматривает закон. Примером может являться случай, указанный в 10 статье УК РФ, который касается издания закона, имеющего обратную силу и смягчающего наказание.
В УИК РФ не регламентирован порядок исполнения принудительных мер воспитательного характера для несовершеннолетнего лица. По этой причине в правовой теории есть позиция, что порядок использования мер принуждения воспитательного характера должны регулировать нормы уголовного закона. По этой причине повторять их в нормах УИП нет смысла.
В связи с вышесказанным возникает несколько вопросов:
- какой «специализированный государственный орган» должен выполнять эти принудительные меры воспитательного воздействия;
- каков должен быть порядок исполнения принудительных мер воспитательного воздействия;
- какие обязанности и права может иметь «специализированный государственный орган».
Здесь можно обратиться к утверждению Ю. Р. Орловой, которая писала, что одна из главных задач реализации современной концепции развития УИС состоит в подготовке отдельного федерального закона или главы УИК РФ. Они должны включать положения, способные определить порядок исполнения рассматриваемых мер. Эти источники должны включать: общие положения (касаются самих мер и порядка их исполнения), определение понятий и формулировок, которые разъясняют содержание целей, виды принудительных мер, задачи, принципы и субъекты их исполнения. Также в рамках положений следует рассмотреть особенности исполнения некоторых принудительных мер, излагая порядок исполнения тех, которые указаны в ч. 2 ст. 90 УК РФ, включая специфику их исполнения в случае освобождения от уголовной ответственности и наказания. Следует обратить внимание и на вопрос о порядке исполнения особой принудительной меры, которая состоит в помещении несовершеннолетних граждан в специальные закрытые учебно-воспитательные учреждения. Автор обращает внимание и на основания, условия и порядок продления (отмены) этих мер, которые также требуют отдельного освещения в рамках закона.
Исполнение и отбывание принудительных мер медицинского характера, условное осуждение, отсрочка отбывания для беременных и женщин, имеющих малолетних детей, УДО, замена неотбытой части наказания на более мягкое наказание, помилование и амнистия регламентируют 18, 175–178, 183, 187–190 статьи УИК РФ.
�������, �������, ����� � ������� ������������
������ �������������� ���������� �� ���������� ����� �crimen� � ������������ � ���������� �logos� ������ � �������� ������ (������) � ������������. �� � ������� �� ����� ���������� �����, ��������� ������������, ��������������� � ��������� �� ��� � ��������������� �������������� � ������������������� ��������, ������������ ��������� ������������, ������� � ������� �� ������������� � ���������������, �������� ����������� � �������������� ������������ ��� �������� ���������� �������.
������������ ��� ��������������� ������� ������ � ������������ ��������� ������ � ������������� ���������� ����� ���� �����. ���� ��������� �������� � �������� ������������ � ������� ������ � ��� ����������� ��� � (��������) ������ ������� � ��������� ���������� � � ����������� ��������� XVI�XIX ��. �� �� ������ �������� XIX �. ��� �� ������������ ��� ��������������� ������� ������� ���������.
������������ � ��� ���������-�������� �����, ��������� ������������, �������� �����������, ������� � ������� ������������, ������ � �������� �� ��������������. ��� ������������ ����� ������������ ������������ � ��������������� ����������� ������ �� ��������� ������� ���������� �����, ���������, ��������� � ������������ ������� � �������� � ��� �� ������ ��������������� ��������������� �������������, �������������, ��������� ���� ������� � ���������.
������������� ������������ �������� � ������� ������ ������ ���������� �������.
������������ � ����������� ���������� ���������� � ��������-�������� ������� � ��������. ��� ������������ ����� ������������ (�����������) ���� ������������, ����������� � ������ ����������� �� ������������ ������ �������. ������������ ���������� ������ �����������-��������������� ������������, ���: ��������� (�������), ��������� � ��������.
��������������, �� ���������� ������������, �� ����� ��������� � ���� (��������), �������� ��������, �����������, ���������� � �. �., ��������������� ������������� ��� ������� ������ � ������� ���� ����� ������������ � ��� ���������� ��� �� ��������������. ������������ �� ���� ������� � ������� ������ � ���� � ������ ������ �� ������ � ������� ������������.
�������� ����������� ��������� ��� ������� ���������-���������������, ���������-�������, ���������-��������������� ������� ��������� ������������. ������������� � �������� ����������� ������������ ������������� ����������� ������������� � ���������� ��������. ������ � ���������� ��������� ������������� � ��������� ������������ � ����� � �� ����� ������������ �������� ������������ ���������� � �������� ������������. �������� ����������� ����������� �����, ��� ���������������� ������� �������������� ����� ������������ (��������).
������� � ������� ������������ ���������� ������� �������� �������������� ������������ (�� ���. determinate � ������������� ������������� � �������� ������� �������). ��� ������������ ���������-���������� �������������, ���������������, ��������������, ���������-���������������, ������������, ��������������-�������������� �������, ������� ��������� � ������������� (�������������) ������������ ��� ���� ���������. ������� � ������� ������������ � ������������ �� ����������, �������, ��������� �������� ��������� �� ������ �������: ������� � ������� ������������ � �����, ��������� ����� ������������, ����������� ������������.
�������������� (������������) ������������ ��� ������� ��������������� � ������������ ���, ������������ �� ���������� ��� ������������� ������ � ������� ������������, ��������� �� ������������ � ��������� ��������� ����������������. ���������������� ������� �������������: �� ��������������, ��������� ��������, ������, ��������, ����������, ��������� � ������ ����������.
��� ������ �������� �������� ��������-������������ ��������� �������������. �������� ���� �������� ������ ���� ������ (������������, �������� �����������, ������ � ������� ������������ � ������������) � ���������� ����������� ������� �������������� ������������.
� ������� ������������ ���� ������������ ������������� �� ����� ���������� � ������������.
� ������������ ������������ ����� ���������������� ���������, ��������� ������� �������, ����������������� ��������- ��������� ��������� �������������, �����������. ����� ����, ������� � ������� ������������, �������� ����������� �� ������ ������� � ��������� �������������, �������� ���������� � �. �. ������� ������������ ������������ ����� ����� �������� ��������.
������ � ��� �������� ������������ ��� ������� � �����, ������ � �������, �������� �����������, ��� �������������� ������������ ������� �� ����� ������������. ������������ ����� ������� � ����������� � ������ �� ��������, � ����� ����� � � ����������� �����. �������� ������ ���� ���������� � �������� ������ � ������� ������������, � ����� �������� �����������. ������� ������������ ������ ����� ���������-�������� ����� � ������� ����������.
��������� �������� �������� ����������� � ���������: ������������ ������� ������������ � ��������� � ��� ������� ��� ���������-�������� ����������. ��� ���� ����� ���������� ���������� � ���������������� ��������������� ������ � ������� � ������ ������������, �������� �����������. � ���� ��������� ������������ ����������, ��������, �� ����� ���������� �����, ������� ����� ������ ����������, �� � �������� ��������������� �������� �� ������� ����������� ����, ��������� ���������� ����� � ������������, ���������.
� �� �� ����� ������������ ��� ����� ���������-�������� ������������� ����������� �������������� ������������, ������������ � �����������. ������ ��� ����������, ��������, �� ��� �������� ����������, ������� ������� ���������� ����������, � ��� ����� � ������������.
��������� ������������������ �������� ����������� ��� � � ���, ��� �������� ���������� ������ �� ���������� ������ ��������� ���������-�������� ������� � ���������. ��������� ������������ � ����� ������ � ��������� �������������� ������������. ������ ����� ������������ ��������� ������� � ���������� ��� ��������, ��� � ���� �� ���������� ��� �������������� ������������: ���������-�������������, ���������-�������������� � ��.
������������ ��������������� �� ������ � ��������� � ���������������� �������, �� � �� �������� ��������� �����. �������� � ��������-�������� ������� � ��������� �����������������, ������� ���� ����������� �������������� ������������� � ������������. ��� ����������� ����������� ��� ������������� ������������. � ������� �� �������� ��� ��������� ������������� ��������������� �� �������� ������� �������������� ��������� ������ �������������, ������� ������������������ ������� ������ ��������-�������� �������������� ����� �������; �� ������� � ����� ������������ ���, ������� ������� �� ������������� ��������-�������� ���������.
� ���� �������, ������������ ������������� ����� ���������� �����, ������������ � ������������������� �������� ���������� �� ������ ������������, �� ���������, ��������, ������������� ������������ ������������, � ����� ������ �������� ������������ ��������� � ���������-���������� ��������.
��� ��������� ������������ ��������� ��������������� ������������, ���������, ��-������, � ��������������� ���� ����������������� ������, �. �. ��������� ������ ����������� ���� �������� ������������ � ���� ���� ��������������.
� ��-������, � ��������������� �������, ������� ������������� ������� ������ ��������� ��������� ����� ������ �����������. ����� �������, ����������������� ������ �� ������ ���������� ������ ������� �������������� ������������, �� � ������ ������������ ���� � �������� ������� ��������-�������� ������ � ������������� �� �������������� � �������������. ����������������� ������ ������������ ��� ����������� ��������� �������� � ������.
������������ ����� ������� � ��������� ��������� � ������������ ��������. ����� ����� ��������� � ��������������, ��������� � �������������� ���������������� � ������������������� ������������� ������� ��������, ���������, ����, ����������� �� ��������� � ���������� ������ � ������� ������������.
�������������� ��������-��������������� ����� � ������������ �������� ������� �������������� ������������� � ������ � ��������� ������������, � ���������������� ���������� ���������, � ����� � �������������� � ��������� ���, �������� ����������. ��� ���� ��������-�������������� ����� ������� �������, ������� � ��������, ��������� � ���������� ���������, � ������������ � ������� � ������� �������� � ���� �� �� ����������. ��������-�������������� ����� � ������������ ��������� ������������� ������������ �� �������������� ��������, �� ��������� ������������� ����������� ���������� ���.
��������� ������������ ������� �������� �������: ������� � ������� ��������� ������������, �������� ������������ � ������������� ������� ��� ������������ ������������, �� ����� �� �������� �������� ����� � ������� ���������� �������� �������������� �����. ������ ��������� ���������� ������� ���������� ���, ����������� � ����, � ����� ���������� ���������� ����������������� ������������ ���� ���������� ������� ������������.
������ �������������� ���������� (���������������, ������������� � ��.) ������������ ��� ������������ ������ � ������� ������������ � ��������� �� ��������.
������������ ����� ������� � �������������. ��� ����������������� ����������� ����� � ����������� � ���������������� � ������������ ���������������, �� �������� � ��������, �������� ���������������� � �������������� ��������������. ��� �������� � ���� ����������������, ��������������, ����������� � �������� ������������.
����������������� ������ ������ � ������� ������������, ��� � ����������� �������� ������������� ��� ����������� ������������, ���������� ��� ������ ������������� ����������, ������������ � ���������� ���������.
��� �������� ������ � ������� ������������ � ������������ ������������ ������� ���������� ������ �����, ���������� � ����������� ����������, ����������, ����� ��������� � ��������� �������� ���������� � �����������. ����� �������� ����� �������, � ���������, ��� ��������������� � ���������������� ������ � �������������, � ����� ��� ����������� �������� ������������ ������������ ������������������, ��������, ������� ������������, ������������, ����������� ������ ��� ����������� ��������� �������, � ��� ����� ������������.
������������ ������� � � �����������. �������������� ���� ���� �������� ����� ��� ������������� ������������ ������������������, ��������, ������� ������������. ������ ���������� ���������� � ��� ���������� � ������� ������������� �������������� ��� �������������� ������������. ����������� ����������� � ��������� ������ ����������� �� ����� ������������ � ����������, ��� ����������������� ���������� ��� �������������� ������������.
������������ ��������������� ����� � ����� ������� ����������� � ����������� ���������������.
����� �������, ���������-�������� ������� ������������ ������������ �� ���������� ��� ����� �������������, ������ �������������� �� ������� �������� � ������������ �������������. ������ ��� �� � ���� ���� �� ����������� �� �������������� �������� ������������, �������� �� ������ ��� ������������ � ������������ ��������� ������ � �����.
������� ������������