Обеспечение исполнения контракта по 223 фз сколько процентов

Обеспечение исполнения контракта по 223 фз сколько процентов

Размер обеспечения исполнения контракта , суммой которого будет обеспечиваться выполнение заключённого контракта, самостоятельно определяется заказчиком. Чаще всего сумма варьируется в пределах 10-30% от установленной в начале торгов максимальной суммы заключаемого контракта. Когда закупка является жизненно важной для нормальной работы юридического лица или проводится в крупном размере (значительная трата для организации), то заказчик может установить и более высокую цену обеспечения.

Некоторые типы заключаемых контрактов предусматривают выплату авансового платежа поставщику, размер которого совпадает с установленной для обеспечения выполнения заключаемого договора суммой, прописанной в договоре. Риски, таким образом, минимизируются.

Как обосновать НМЦК методом сопоставимых рыночных цен

Анализ рынка — это основной способ расчета НМЦК. Сопоставление рыночных цен применяется в том случае, когда расчет не требуется выполнять с использованием нормативов, тарифов, смет или предельной стоимости (ч. 6 ст. 22 44-ФЗ). Документальное обоснование цены договора предоставляется вместе с планом-графиком.

Чтобы рассчитать НМЦК при помощи анализа рынка, специалисту организации-заказчика необходимо выполнить следующие действия:

  1. Выявить ТРУ, однородные или идентичные закупаемым, или продукцию, которая заменяет предмет закупки.
  2. Исследовать конъюнктуру рынка и получить ценовую информацию.
  3. Указать однородность таких цен.
  4. Определить НМЦК по формуле.

Далее разберем подробно, как обосновать НМЦК, используя анализ рынка.

Для определения однородных, идентичных или взаимозаменяемых товаров необходимо проанализировать основные качественные, технические, технологические, функциональные и иные особенности объекта заказа.

Идентичные товар, работа или услуга — это ТРУ, имеющие аналогичные основные характеристики с предметом заказа. При выявлении таких характеристик воспользуйтесь Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ № 567 от 02.10.2013.

Если после исследования рынка идентичные товары, работы или услуги не были обнаружены, то необходимо определить однородные ТРУ, воспользовавшись положениями ч. 2 и 14 ст. 22 Федеральной контрактной системы.

Находим информацию о ценовых характеристиках закупаемых ТРУ. Для получения сведений о рыночной стоимости товаров, работ и услуг заказчик вправе действовать следующим образом:

  1. Направить запросы о предоставлении коммерческих предложений как минимум 5 поставщикам, указав в своем запросе функциональные характеристики объекта и основные условия заказа. Использовать ценовую информацию от исполнителей, включенных в РНП, не рекомендуется. Заказчик и поставщики имеют возможность обмениваться такой информацией посредством электронной почты (п. 3.13 Методических рекомендаций № 567, письма Минфина № 24-01-08/95232 от 02.11.2020, № 24-01-08/84885 от 29.09.2020, № 24-01-08/13316 от 25.02.2020, письмо Минэкономразвития России № Д28и-1308 от 10.05.2016).
  2. Исследовать общедоступные источники, в том числе статистическую отчетность, размещенные в сети Интернет каталоги и ценовые предложения с официальных сайтов поставщиков (п. 2, 8 ч. 18 ст. 22 44-ФЗ).
  3. Воспользоваться сведениями из исполненных контрактов, размещенных в ЕИС (п. 7.3 Методических рекомендаций № 567).
  4. Опубликовать запрос цен в Единой информационной системе.

При необходимости организация-заказчик использует несколько инструментов поиска ценовых показателей одновременно.

После получения информации о стоимости заказчику необходимо исчислить коэффициент вариации для определения однородности полученных ценовых показателей по формуле (п. 3.20 МР № 567):

где:

  • — средняя величина цены;
  • σ — среднеквадратическое отклонение.

Если расчетное значение коэффициента вариации находится в пределах 33%, то такие ценовые предложения считаются однородными.

Так выглядит пример определения начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ методом анализа рынка:

Отличия закупок по 223-ФЗ от норм 44-ФЗ

  • Размер обеспечения договора по 223-ФЗ устанавливается заказчиком в положении о закупках.
  • Заказчиками являются компании с долей государственного участия более 50 %, естественные монополии (РЖД, нефтегазовые компании и т. д.), компании регулируемой сферы деятельности (энергетика, водоснабжение и т. д.) и бюджетные субъекты, использующие внебюджетные средства для закупок.
  • Условия контракта по 223-ФЗ могут быть изменены, если это отражено в тендерной документации или по согласованию с исполнителем.
  • Срок подачи заявок, возможный тип обеспечения и требования к поставщикам регламентируются положением о закупке.

Проведение закупок по 223-ФЗ в значительной степени расширяет возможности заказчиков, но при этом сохраняется открытость процедур (публикация информации на сайте ЕИС) и возможность оспаривания решений заказчика путем подачи жалобы в ФАС.

Компания «Дистанционный банковский сервис» осуществляет помощь в быстром оформлении банковских гарантий с любым размером обеспечения исполнения по 223-ФЗ.

Как происходят закупки у малых предприятий по 223-ФЗ

Заказчику необходимо убедиться, что поставщик относится к субъектам малого предпринимательства. Для этого необходимо проверить контрагента в открытом реестре ФНС самозанятых и субъектов СМП.

Если поставщик отсутствует в реестрах ФНС, заявку отклоняют.

Закон закрепляет сроки для публикации в ЕИС извещений о закупке:

Вид тендера

Срок подачи заявок

НМЦД

Конкурс

7 дней / 15 дней

30 млн руб.

Аукцион

7 дней / 15 дней

30 млн руб.

Запрос предложений

5 рабочих дней до открытия процедуры

15 млн руб.

Запрос котировок

4 рабочих дня

7 млн руб.

При возникновении обстоятельств непреодолимой силы процедуры допустимо отменить. Если стоимость контракта более 5 млн руб., заказчик вправе потребовать обеспечения заявки на сумму, не превышающую 5% стоимости договора.

Заявку обеспечивают независимой гарантией или деньгами по выбору участника. При обеспечении деньгами сумму перечисляют на спецсчет в банке из перечня по Распоряжению Правительства № 1451-р от 13.07.2018. По окончании срока приема заявок банк блокирует поступившую сумму.

С 01.07.2022 вступили в силу требования к независимой гарантии в конкурентных закупках у малого и среднего бизнеса. Для обеспечения заявок и договоров заказчик примет гарантии, например, банков из перечня по 44-ФЗ. В гарантию включают ряд условий, в частности, о сроке действия:

  • не менее 1 месяца с даты окончания срока подачи заявок — для обеспечения заявок;
  • не менее 1 месяца с даты окончания срока исполнения основного обязательства — для обеспечения договора.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 ФЗ № 223, конкурентную закупку для СМСП заказчик может провести следующими способами:

  • электронные запросы котировок;
  • аукционы;
  • конкурсы.

Для проведения закупки ориентируйтесь на площадки, утвержденные Распоряжением Правительства № 1447-р от 12.07.2018. Дополнительные требования к площадкам закрепляет Постановление Правительства № 657 от 08.06.2018.

Всего используют 8 площадок:

Вот в какой форме проводятся аукционы и конкурсы для субъектов и малого, и среднего предпринимательства — электронно на площадках, на которых проводятся процедуры по 44-ФЗ.

Закупка состоит из следующих шагов:

  1. От электронной площадки заказчик получает первые части заявок и, при необходимости, окончательные.
  2. Покупатель рассматривает первые части, составляет протокол об их рассмотрении. Протокол направляют оператору для размещения в ЕИС.
  3. Оператор сравнивает цены и отправляет информацию заказчику вместе со вторыми частями заявок.
  4. Заявкам присваивают порядковые номера по убыванию.
  5. Заказчик составляет протокол о подведении итогов.

Электронные конкурентные процедуры проводят с особенностями:

  • квалифицированный отбор участников не проводят при электронном конкурсе. Сроки проведения этапов указывают не в извещении, а в закупочной документации;
  • окончательное и дополнительное целевое предложение не подают. Правила для электронного запроса предложений аналогичны тем, которые установлены для электронного конкурса;
  • для электронного аукциона участники подают две заявки: предложение по объекту заказа и обязательные документы. Ценовое предложение не подают. К заявке на электронный запрос котировок прилагают документы и информацию по требованиям закупочной документации;
  • закреплен закрытый перечень информации, которую заказчик вправе запросить у участника: наименование, адрес, учредительные документы, ИНН — для организации. Для ИП — Ф.И.О., адрес, паспортные данные. Допустимо запросить данные для обеспечения заявки (данные специального счета, банковская гарантия — копия или оригинал), предложение по предмету заказа и о цене договора (для электронного аукциона запрашивать цену запрещено);
  • заказчик вправе потребовать задекларированное подтверждение того, что на дату подачи заявки деятельность заказчика не приостановлена по решению контролирующего органа. Декларацию размещают на электронной площадке, отдельный документ предоставлять не требуется. Заказчики вправе указывать, какие сведения необходимы для оценки заявок, если критерии оценки определены в закупочной документации.

С 01.07.2022 заказчики вправе проводить закупку в формате электронного магазина (неконкурентную) с учетом особенностей:

  • тендер проводят на площадке из специального перечня;
  • максимальная цена договора — 20 млн руб.;
  • участник СМП размещает заявку о предоставлении ТРУ;
  • заказчик публикует сведения о закупке и требованиях к участнику;
  • оператор определяет соответствие требований законодательству;
  • заказчик выбирает поставщика.

Обеспечение исполнения контракта: исключения из правил

Когда договор заключен между государственными организациями или учреждениями местного самоуправления, то в предоставлении гарантий в соответствии с 44-ФЗ нет необходимости. Несмотря на то, что в документации будет присутствовать гарантийный пункт, поставщик, представленный государственным органом, имеет возможность его не соблюдать.

В законе описываются обстоятельства, когда клиент имеет возможность решать, нужны ли ему гарантии или исполнитель будет работать без предоставления гарантий. Данный способ сотрудничества предполагает договор с исполнителем на сумму до трехсот тысяч рублей. Сюда входят обстоятельства, связанные с приобретением исторических или художественных товаров культурными организациями. При покупке у изготовителей уникальной военной техники требования по гарантиям также отсутствуют.

Есть и другие обстоятельства, когда в предоставлении гарантий нет необходимости. Все они подпадают под действие Закона о госзакупках. Когда предметом контракта является заключение кредита или получение банковской гарантии, гарантийных требований также нет. Но в таком случае нельзя говорить о какой-либо безопасности.

Соглашения о предоставлении услуг по защите интересов государства в международных учреждениях, а также переговоры на уровне госслужащих не требуют обеспечения. Сюда входят услуги по безопасности высокопоставленных лиц на международных мероприятиях.

Кроме того, нет необходимости гарантировать исполнение контракта по 44-ФЗ, заключенного между организацией местного самоуправления и другой госкомпанией. Полный перечень обстоятельств, когда гарантии не требуются, можно найти в тексте закона.

Федеральным исполнительным органом могут вноситься правки в порядок обеспечения контрактов по 44-ФЗ. В будущем могут появиться и другие исключения из правил.

Кто и сколько обязан закупать у малых предприятий по 223-ФЗ

Действующее Постановление 1352 по 223-ФЗ с изменениями на 2024 год закрепляет, что закупки у субъектов малого предпринимательства осуществляют все покупатели по 223-ФЗ, кроме самих СМП.

Нормативы тендеров следующие:

  • общий — 25%;
  • для закупок с ограничениями для СМП — 20%.

Указанный годовой процент СМП по 223-ФЗ включает сделки по итогам тендеров:

  • среди СМП;
  • среди всех участников, включая СМП;
  • среди поставщиков, которые привлекают малые предприятия в качестве субподрядчиков.

Объем вносят в закупочный план при его составлении.

Пункт 7 Постановления № 1352 устанавливает, что из расчета годового объема договоров у малых и средних предприятий исключают закупку, которая внесена в закрытый перечень, установленный указанным пунктом.

Перечень включает в себя 37 пунктов, среди них:

  • контракты оборонного комплекса и комплекса обеспечения безопасности государства;
  • услуги водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, теплоснабжения;
  • плановый ремонт, ТО, модернизация по гарантии или по лицензионным обязательствам;
  • услуги подвижной радиотелефонной станции.

Для заказчиков, у которых в перечень закупок у СМП по 223-ФЗ входит высокотехнологичная продукция и продукция инноваций, годовой объем договоров равен стоимости закупок за прошлый год плюс 5%. Это количество учитывают при планировании сделок.

Подробнее: правила расчета годового объема закупок по 223-ФЗ

Как обосновать НМЦК затратным методом

При заказе ТРУ, обладающих уникальными функциональными характеристиками, которые поставляет лишь считанное количество исполнителей, заказчик использует затратный метод. То есть затратным способом рассчитываются те цены контракта, которые нельзя обосновать другими методиками.

Расчет осуществляется путем суммирования совокупных прямых и косвенных издержек, образующихся при реализации конкретных ТРУ. Для информации о таких затратах заказчик вправе обратиться напрямую к поставщику. К такому расчету прилагаются обоснования предлагаемой цены контракта и разъяснения о невозможности применения иных способов.

Как обосновать НМЦК проектно-сметным методом

Проектно-сметный метод используется для следующих закупок (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ):

  • строительство, реконструкция, капитальный или текущий ремонт. Все работы должны выполняться в строгом соответствии с проектной документацией;
  • сохранение памятников культурного и исторического наследия, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора за данными работами.

Непосредственным обоснованием ЦК является проектно-сметная документация, составленная согласно методике применения сметных норм (приказ Минстроя № 841/пр от 23.12.2019).

С 01.07.2019 изменилась редакция ч. 13 ст. 48 ГрК РФ. С этого момента в проектную документацию необходимо включать раздел «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства» в тех случаях, когда строительство, реконструкция или снос финансируются с привлечением бюджетных средств.

Как вернуть или изменить способ обеспечения

Возврат и замена не регулируются нормативами 223-ФЗ. Эти правила устанавливает заказчик, опираясь на положение о закупке.

Один из вариантов срока возврата обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ: обеспечительный платеж возвращается на расчетный счет исполнителя в течение 15 рабочих дней после исполнения договорных обязательств.

Банковскую гарантию не возвращают. Если контракт исполнен надлежащим образом, заказчик не взыскивает по ней обязательства.

Если в положении и в документации правила возврата не установлены, необходимо руководствоваться нормами Гражданского кодекса. В п. 2 ст. 314 ГК РФ закреплен такой порядок: обеспечительный платеж возвращают после выполнения обязательств в течение 7 дней с момента предъявления требований о возврате.

Возможно Вас так же заинтересует:
Закон о шумовых работах в жилом доме в москве Развод если жена беременна Вагоны люкс в поездах ржд Можно ли оформить декретный отпуск на отца Самый дорогой значок ссср фото цена Можно ли получить по доверенности заказное письмо Проверка транспортного средства по гос номеру Сколько должно быть зрение для получения водительских прав "Где сдать в магазин товар: обувь, которую обувала?" Договор инвестирования при покупке квартиры
Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *